Сказание третье
(Вивека)
Часть 5
- Вивека может использовать множество методов, развивающих разумение и рассуждение, но они не должны закрывать истинного назначения этой дисциплины, поглощая практикующего в себя целиком.
- Назначение дисциплины Вивека - образовать умение понимать (предложенное) обстоятельство и умение развивать возможности трансмутирования Мысли в способность трансмутироваться самому в более высокоорганизованное существо.
- Учитель предложил мне разработать модель выхода в Мир Огненный из нашего причинного Мира плотных форм и сред, используя лишь рассуждения о причине, условии и следствии. С некоторыми поправками Учителя мне удалось разработать теорию "Краткого Пути в Нирвану", которую предлагаю здесь в качестве образца метода Вивека.
"Краткий Путь в Нирвану", или судьба следствия.
- 1. Действие, явление (или существо и т.д.), все или часть всего, имеющие причинное происхождение - не вечны.
- 2. Все, что происходит по причине, является или средой, или следствием. И то, и другое - невечно в силу причинности, но поскольку порожденное причиной невечно, то и сама причина невечна (сообразно Закону соответствий).
- 3. Всякая причина возникает там, где есть условие, то есть среда для ее существования.
- 4. Это первичное условие является для причины предначертанием, судьбой или творцом ее.
- 5. Это первичное условие мы именуем основанием или предпосылкой причины.
- 6. Это первичное условие в силу умозаключений мы называем причиною всех причин, или идеей всех идей, или Океаном Идей.
- 7. Заключение: и причину, и условие можно называть идеей, ибо суть их одна. Идеи в Океане Идей зависят от Океана Идей лишь собственным появлением, во всем остальном эти вторичные идеи самостоятельны в своем бытовании.
- 8. Кроме того, эти вторичные идеи-причины могут быть реальными условиями появления следствий. Зависимость последних будет соответствовать зависимости первых.
- 9. Для этих следствий Океан Идей несущественен.
- 10. Он ими не воспринимается.
- 11. Условия следствий для последних существенны.
- 12. Для следствий причина и условие их появления неразличимы, а посему- одно.
- 13. Следствие появилось после причины и после всего того, что было до причины.
- 14. Но всякая причина требует для появления своего условия.
- 15. Кроме того, всякая причина требует своего условия.
- 16. Условие же влияет на следствие. Это влияние двояко и происходит от первого условия, в котором зародилась причина, и от второго условия, которое создано причиной. Под влиянием двух этих условий и происходит развитие следствия, хотя породила его причина.
- 17. Причина разошлась в двух этих условиях, перестала быть. Она невечна.
- 18. Таким образом, следствие неточности не от причины, а от условий, из которых оно проистекает.
- 19. Следовательно, следствие невечно ввиду условий его. В этих условиях причина всего формирования бытия следствия.
- 20. Но эти условия есть единое условие, оно двояко:
- 21.... - предложено причиной его появления.
- 22.... - стало средой развития следствия.
- 23. И пока существуют условия и причины (в них), следствие будет невечно.
- 24. Чтобы следствие обрело вечность, необходимо ему отделиться от причин и условий, порождающих невечность.
- 25. Например, некий мастер изготовил клетку для птички, но изготовил таким образом, что ни одна из существующих в мире птиц в этой клетке существовать не могла: таковы условия в этой клетке. Так было в реальной действительности. Но нашелся некий мудрец, который взял да и вывел совершенно особенную птичку, и она смогла жить в клетке. Условия этой клетки стали средой обитания этой птички. Так следствие причины среды обрело среду бытования внутри среды.
- 26. Следствие причины возникновения условия - среды обитания, так же как и следствие условия причины появления клетки, есть птичка (как следствие всех имеющихся причин и условий).
- 27. Сообразно причинам и условиям, клетка стала Миром для птички. Иного Мира она не ведала по причине условий клетки.
- 28. Клетка стала в самой себе условием причины условия следствия.
- 29. Клетка возникла по причине не-реальной, поскольку сама птичка в ту пору была нереальной, но действительность оказалась сильнее реальности.
- 30. Значит, клетка стала следствием причины не-реальной, хотя создана была в действительности вполне реальным создателем, и он, этот создатель, обладает единственной реальной причиной существования следствия - клетки, и первым лицом причины существования следствия - птички. Он же - создатель двух видов условий, являясь при этом условием первого лица.
- 31. Эта первичная причина наделила клетку присущей только ей собственной причиной последующих условий и следствий во всем их многообразии проявления.
- 32. Причина существования клетки, как условия для новой птички, нашла свое обоснование в условии создателя птички.
- 33. Причина существования клетки, как условия для некой птички, стала условием появления причины появления следствия - птички. Таким образом, клетка есть причина и условие как независимый факт собственного существования: условие - основание причины дальнейших событий, и причина условия - среды обитания следствия в лице появившейся птички.
- 34. Таким образом, клетка для птички предстает бытием в трех измерениях (в трех свойствах, трех качествах или в трех лицах).
- 35. Первое свойство клетки - причина (сама по себе) собственного условия.
- 36. Второе свойство клетки - условие причины появления следствия.
- 37. Третье свойство клетки - причина условия (среды бытования) следствия.
- 38. Следствие имеет причинное основание (условие), поэтому следствие невечно ввиду невечности причин и условий.
- 39. Но при отделении следствия от его причин и условий оно обретает вечность.
- 40. Возражение в пользу гибели следствия (в этом случае) считаем необоснованным, так как следствие уже есть независимо от причин и условий появления его. Птичка может существовать не обязательно только лишь в данной клетке, но наверняка и за ее границами, поэтому никто не может иметь основание утверждать, что без причин и условий следствию не обойтись.
- 41. К тому же я имею в виду индивидуальные, присущие только этому следствию причины и условия, когда полагаю отделение следствия от них, дабы утвердить его вечность.
- 42. При этом исключаю подмену их аналогичными (здесь).
- 43. Это значит: следствие следует перенести из среды, в коей оно возникло, в субстанцию этой среды.
- 44. Тогда причины и условия останутся в среде, которая является ими же, а само следствие перейдет в субстанцию среды и станет вечным, как и сама субстанция среды.
- 45. Это значит: идея третьего поколения, которая есть следствие рассматриваемого события, выйдет из идеи второго поколения среды своего возникновения и перейдет в субстанцию этой среды, то есть следствие вольется в "состав" Создателя непосредственно.
- 46. Как говорят христиане: "в Кровь Небесную водворится".
- 47. Конечно, среда изменяется (вечно и безпрерывно) по причинам и условиям, развивающимся в ней.
- 48. Вечность среды обусловлена вечным возникновением и развитием причин и условий и сменой их. Этот процесс есть энергия самой Вечности: она одна имеет монополию на неизменность.
- 49. Следовательно, среда есть следствие собственных причин и условий.
- 50. Но среда обретает бытие в субстанции, а причины и условия.... -в среде.
- 51. Отсюда делаем заключение: всякое следствие подобно себе подобным и среде - обретает бытие в субстанции.
- 52. Мы знаем, что среда (сама по себе, как таковая) изменчива по всем своим параметрам и вечна, как ее субстанция. Это доказывается тем, что Бытие с нашей точки зрения не имеет причин и условий извне, напротив, они возникают в среде Бытия.
- 53. Субстанция питает Бытие, Бытие питает среду энергодыханием; энергодыхание поддерживает всякое следствие (в соответствии причин и условий следствий), подобно как Бытие - среду.
- 54. Следовательно, следствие подобно среде (собственной), как и среда подобна субстанции. Нетрудно сделать вывод, что следствие, среда, субстанция суть Три Лика Единого Бытия, Сущность которого - все возможные комбинации Вечности, Безпредельности и Безпредельности.
- 55. Часть Сущности Единого Бытия неотделима от целостности ее.
- 56. Следствие представляется тончайшим квантом сущности среды.
- 57. Квант-следствие, вынесенный из среды в ее субстанцию, обретает вечность субстанции (всевмещающей).
- 58. Потому что квант-следствие будет питаться непосредственно соками субстанции (коими питается всякая среда), хотя и будет изменяться вечным процессом причин и условий, проходящим в нем, наподобие среды, из которой он вышел.
- 59. Этот процесс безпрерывен и вечен и является трансмутацией энергии субстанции; и пока этот процесс существует внутри кванта-следствия, последний будет оставаться вечным.
- 60. Причина есть Идея, среда - развитие Идеи, следствие - воплощение обоих. Освобождение следствия от причин и условий не прервет его бытия.
- 61. Причина есть Идея, имеющая основание (своего условия) в среде, ее произведшей: сущность среды порождает причину.
- 62. Условие есть та среда, которая произрождает причину. Причина реализуется в следствие. Условие при этом остается само по себе, независимо от следствия; напротив, следствие зависит от условия, поскольку находит в нем свое основание и энергопитание.
- 63. Это одна сторона условия.
- 64. Вторую причина создает своею силой - как основание для следствия (в его среде).
- 65. Так, условие в вечном своем движении трансмутации превращается в причину, равно как и причина развивается в условие в среде следствия.
- 66. Это движение трансмутации само по себе уже является в равной степени как условием причины, так и причиной условия, и ассимилируется мною в самозначимой Материи с актом осознания - итогом "игры" внимания и восприятия.
- 67. Следствие есть такое воздействие причины, которое находит силу в условии своей среды и становится фактором изменения чего-либо в самой среде. Фактор изменения среды, соответствующий ее условиям, есть процесс развития следствия; само же следствие является завершением процесса развития собственного или фактом исчерпывающего предела.
- 68. Этот факт исчерпывающего предела и является совершенно самостоятельным, независимым от причин и условий квантом-следствием, развившимся из недр среды Бытия и способным уже отделиться от самой среды.
- 69. Так квант-следствие выходит из среды в ее субстанцию.
- 70. Но, хотя квант-следствие вышел из среды в ее субстанцию, отделившись от собственных причин и условий, он тем не менее будет из недр субстанции влиять на среду, из которой вышел; то есть время от времени будет проявляться в среде, породившей его, сгруппировавшись из субстанции среды как следствие-квант, направленный в среду, из которой когда-то вышел.
- 71. По той простой причине, что является Идеей среды условия следствия. В этой причине, как в идее следствия, заложен информационно-энергетический код среды в виде притягательной силы (ее и к ней).
- 72. Это Шестой Принцип в действии.
- 73. Память есть сила притяжения в действии, и она (время от времени) притягивает следствие-квант к среде, произведшей его, дабы взаимно обресть силы Бытия друг от друга.
- 74. Это действие Кармы: действие Действия взаимосвязи порождающего и порожденного.
- 75. Но и среда будет вечно устремляться в притяжении к кванту-следствию, который есть ее воплощенная Идея и, в данном случае, идеал лучших своих деяний.
- 76. Все действия, происходящие в следствии (как в Идее), являются прямым продолжением действий среды, которые сгруппировались некогда в причину явления данного следствия, ушедшего из этой среды в ее субстанцию.
- 77. Таким образом, действия и среды, и следствия остаются одной непрерывной линией конкретности Бытия или действования, именуемого Кармой.
- 78. И это действование является ничем иным, как опытом среды, порождающим следствие конкретной причины.
- 79. Не среда порождает следствие конкретной причины, но (условие) опыт среды в ней же, как жизнь и развитие этого опыта.
- 80. Причина есть рождение опыта, а следствие - лишь конкретное завершение конкретного этапа развития этого опыта. Применение и назначение этого опыта известно лишь самой среде, поставившей его.
- 82. По всем этим причинам и условиям следствие-квант непременно будет вновь и вновь обращаться к среде для выверения направления движения производимого опыта.
- 83. Конечно, следствие имеет индивидуальную свободу, то есть индивидуальность следствия не зависит от среды, из которой оно вышло по своим собственным причинам и условиям своего бытования.
- 84. Начало опыта было положено в среде, как в основании этого опыта, ею же.
- 85. Поэтому назначение и цель опыта известны одной лишь среде.
- 86. Эту известность среда передать следствию-кванту не может, ибо ее известность охватывает собою всю глубину и весь объем среды (и всю ее со всеми процессами, происходящими в ней): понадобилось бы следствию совершенно слиться со средой, дабы охватить ее известность.
- 87. В этом случае известность среды совершенно соединила бы следствие со средой и, соответственно, со всеми причинами и условиями, растворив следствие в них.
- 88. Это будет означать обретение следствием собственной невечности.
- 89. Но следствие перешло в субстанцию среды (бытует в ней), а потому имеет собственную известность себя и имеет не-известность среды.
- 90. По всем этим причинам и условиям следствию приходится обращаться к среде за выверенном направления движения развития опыта.
- 91. Окончательный результат опыта, если такой результат предположен, должен вернуться в среду, отвечая ее условиям.
- 92. После чего следствие можно считать полностью реализовавшимся, то есть вернувшим среде все причины и условия ее, и тем самым разорвавшим все нити Кармы. Это и есть полная самая совершенная свобода: это есть абсолютизм.
- 93. Таков мой взгляд на предмет Нирваны.
- 94. И вывод: Нирваной является полноценное бытие, освобожденное от причин и всевозможных условий всевозможных сред.
- 95. Другой вопрос или предмет рассмотрения: какие Миры развиваются в этом Бытии?
- 96. Понятием "в этом" я подразумеваю положение действительности Бытия: то есть, говоря "в этом", я имею в виду Единственность Бытия; другого Бытия быть не может, ибо при возникновении "другого" оба расположились бы в диаметральную противоположность, став друг для друга не-бытием, тем самым исключив и друг друга, и непосредственно каждое себя.
- 97. В Бытии могут быть:
- - мир преходящих форм и сред и невечных их следствий (существ);
- - мир полупреходящих форм и сред и полуневечных, равно как и полувечных, их следствий (существ);
- - мир непреходящих форм и сред и непреходящих, то есть вечных их следствий (существ).
- 98. Переход в Субстанцию субстанций Бытия осуществляется от первого к третьему через второй.
- 99. Каждый из Трех Миров хорош сам по себе и в себе и ужасен по отношению к другому, в сравнении соотношений средств и возможностей (для себя, по отношению к другим, и для других, по отношению к себе).
- 100. Если устранить условие, то причина окажется безсильной произвести следствие и останется самой в себе, как потенциальная сила среды.
- 101. Из сказанного становится ясно, почему и как Иисус Христос пришел из субстанции в среду (Его породившую) впервые, и для чего, и зачем Он явится повторно в эту же среду.
- 102. Эти же данные объясняют неоднократные приходы на Землю однажды ушедших в субстанцию Материи.
- 103. Эти же данные объясняют формулу: "Мысль это Свет, возвращающийся из Будущего по внутреннему Пространству Материи". Вспомним, что Пространство и Плазма суть одно.
- 104. Эти же данные объясняют, что Освобождения от потока воплощений, от Сантаны - жизненного потока, в который вовлечены все Идеи во Вселенной, как такового, нет! Освобождения нет вообще. Есть переход воплощающихся идей во все более и более высокие Сферы Бытия соответственно результату затраченного на то труда самой идеей, соответственно накоплению развивающегося опыта идеи в ней же и соответственно реализации этого опыта ею же.
- 105. Этот переход и является Освобождением от потока рождения данной идеи-следствия (существа), воплощающегося в одной и той же Сфере Бытия.
* * *
- Я привел пример рассуждения не как эталон логической дисциплины, но как образец возможного метода моделирования ситуаций.
- Вивека неспособна существовать без умения моделировать.
- Безусловно, в собственном методе я оставляю некоторые места для иллюзии уязвления целостности последовательного рассуждения. Эти места допускают вариации, но эти же места я оставляю, как само собою разумеющуюся возможность пробуждения спящих почек новых ветвей неизвестной пока конфигурации, рост которых лишь укрепит ствол данного метода рассуждении.
- Конечно, Вивека (способность различать противоположности: образ от действия, иллюзию от воплощения, действительность от реальности, реальность от очевидности и т.п.) не заключается в двух или трех методах деления этого. Всякий метод может реализовываться через чувства естественные, включая осознание предыдущего момента и предвидение последующего, а также и через чувства не-естественные: такие, как Мастерство Аджана, Мастерство Анахата, Мастерство Виджла. В этих дисциплинах Вивека смыкается с Ваирагией.
- Самое большое достижение дисциплины Вивека - это, конечно же, Флюид Познания, который обеспечивает все формы сознательного восприятия и совершенного понимания воспринятого, ибо объединяет все формы восприятия в Единый Источник Достоверного Познания.